Профессор MIT Лорен Грэхем: «Вы хотите молоко без коровы»
● Всем, кто мечтает реализовать «Проект Венера» прямо здесь и сейчас, на постсоветском пространстве, либо какой-нибудь более приземленный проект, призванный облегчить всем жизнь, посвящается.
● В чем разница между изобретением и инновацией? Почему нельзя построить кремниевую долину (Сколково) в тоталитарном обществе?
Почему у русских куча изобретений — от лампочки до тетриса, но русские покупают и лампочки и тетрисы за рубежом?
Ответ один — причина как раз во внутренней политике.
Отсутствие верховенства законов и действующего права собственности, произвол судебной, исполнительной и правоохранительной власти, @бич@еская бюрократическая машина, дикие налоговые и всякие пенсионные системы, отчеты сдай туда-сюда, напиши-выпиши, проверки-х@еверки. Работать и внедрять времени не остается совсем. Вот именно из-за этого в России хорошо прижился только бизнес типа "купил дешевле — продал сильно дороже, взятки–крыши–откаты, себе вроде немного осталось".
Продолжаем разговор —
"Во-первых, людям выгодно больше зарабатывать, они хотят больше денег. Это хорошо когда компании начинают больше платить денег, но если эти компании очень большие и государственные, то начинает работать конкуренция на рынке труда — люди идут работать в такие компании. А также они хотят идти в чиновники, ведь там можно стать подпольным миллионером. Инновационным компаниям приходится со старта платить работникам существенно дороже — значит инновации сложнее создавать. Другими словами — из инновационного бизнеса уводятся умы, что бы просиживать штаны, плести сплетни в совковых компаниях или заниматься воровством. Люди идут туда где им выгоднее, даже если результат их работы в долгосрочной перспективе получается отрицательный.
Во-вторых, для развития инновационного бизнеса нужна современная банковская система и развитый рынок акций. А так же обязательная судебная система, что бы защищать акционеров. Где это? Банки сидят на обнале или держат кассу крупных государственных компаний. Все ориентированно на продажу услуг богатому государству или бедным частникам, серединки практически нет, она минимальна.
В-третьих, для внедрения инноваций нужен большой рынок. Россия со 150 миллионами населения — очень маленький рынок, на котором подавляющее число частных покупателей — бедняки, а бизнес — крупные государственные корпорации. Ок, выходим на внешний рынок и получаем возврат НДС? А фигушки, это только сами налоговики умеют возвращать себе же НДС как в деле Магнитского, а если ты небольшая компания, то ты столкнешься с проблемами инфраструктуры — импорта, экспорта, логистики, почты, возмещения НДС и проблемы с налоговой.
В-четвертых, у нас слишком все завязано на политику. Даже рыночную стоимость такого монстра как Яндекс смогли уронить, ВК смогли заставить продать, несогласных с властью с легкостью выжимают, а бизнес отбирают. А тех кто реально на рынок влияет отрицательно, работает неэффективно, государство поддерживает, за них бегает по конкурентам ОМОН, помогает в разборках.
Все это политика и только политика! Голландская болезнь не так страшна, как отсутствие желания ее лечить. Из-за нее большая часть бизнеса ориентировано на обслуживание государства, которое ничего не производит, а политики в нем контролируют максимум ресурсов, только ради одного — что бы у них не отобрали власть.
© Написал Kaiser
© Написал acinonyx